Просмотр спектакля «Волшебная лампа Аладдина»
2 декабря, в рамках Всероссийского межведомственного культурно-образовательного проекта «Культура для школьников», в Крутоярском сельском Доме культуры МБУК «ЦКС ГГО» вновь состоялось заседание Культурного клуба. На этот раз учащимся МКОУ СОШ № 27 пос. Падинского было предложено посмотреть и обсудить спектакль «Волшебная лампа Аладдина» Государственного академического Центрального театра кукол им. С.В. Образцова (1974 г.).
Премьеру пьесы, написанной Н. Гернет по мотивам «1001 ночи», сыграли 1 октября 1940 года, изначально постановку задумали для людей взрослых. Позже Образцов, как принято сейчас говорить, «целевую аудиторию» поменял на «ребят». А туда продолжали приходить не только семьями, но иногда и взрослые — и без детей.
Образцовская команда (художник — Б. Тузлуков, кукол зверей делали Е. Гвоздева и Н. Солнцев, композитор — Г. Теплицкий, танцы ставились А. Газианц) сделала по-восточному изящный сплав подвигов и любовных треволнений, побеждающей зло отваги и чудес. Были даже «спецэффекты» — сквозь дым старой лампы являлся Джинн Кашкаш, адского красного цвета существо, вдруг сообщавшее Аладдину, что с удовольствием превратит пустыню в сад. Все это с вниманием к каждой детали — в афише есть даже «консультант по игре на бубне» — Ф. Шамсутдинов.
«Волшебная лампа…» была для образцовцев этапной постановкой в техническом плане. Впервые спектакль играли только с тростевыми куклами. К голове и к кистям рук крепятся трости, с помощью которых персонажем управляет актер (а если кукла должна жестикулировать обеими руками, помогает второй кукловод), что делает кукольную пластику более разнообразной. После «Лампы» тростевые куклы стали необыкновенно популярны.
Благодаря Тузлукову в спектакле появилась и другая техническая особенность — двухплановая ширма (одна выше и дальше другой), которая, во-первых, помогала менять декорации быстро сменявших друг друга картин действия, а во-вторых, сделала саму картинку спектакля объемнее. Так и играют — уже больше 80 лет. И какие бы ни были возможности у кинематографа, когда сказка со всеми ее и чУдными, и чуднЫми событиями каждый раз рождается здесь и сейчас, часто это производит большее впечатление.