Легенды и сказания удмуртов, бурятов, марийцев
17 августа в Георгиевском СДК для детей и подростков была проведена развивающая программа «Легенды и сказания удмуртов, бурятов, марийцев».
Всё лето маленькие зрители знакомились с культурой, обычаями, легендами, сказаниями, сказками и национальными играми различных народностей Российской Федерации. Сегодня было завершающее мероприятие этого летнего цикла. В ходе мероприятия ребята узнали много интересного.
Рассказ, ведущего программы, сопровождающийся красочной мультимедийной презентацией познакомил ребят с удмуртской мифологией, элементами языческого культа и с тем, как удмурты представляли себе сотворение мира. Дети узнали, кто такие Алангасары, познакомились с удмуртскими высшими божествами и духами (например: Вукузё, Палесмурт и т.д.). Высшие божества удмуртов: Имнар, Кылдысим, Куазь. Эти боги занимали главные места в жизни удмуртского народа.
С интересом дети слушали и легенду о сотворении мира, в которой говорится, что, задумав сотворить мир, Инмар посылает Шайтана достать землю со дна мирового океана. Отдав землю Инмару, Шайтан утаивает ее крупицы за щеками, но когда земля, по повелению Инмара, начинает разрастаться, он вынужден выплюнуть ее, и на земле образовались горы, болота, кочки. Если б Шайтан не обманул Инмара, то земля осталась бы ровной и гладкой.
Далее мальчишки и девчонки знакомились с легендами и сказаниями бурятов. Поскольку республика Бурятия расположена вдоль берега озера Байкал, то было решено озвучить известные легенды, связанные с Байкалом. Буряты, населяющие берега Байкала, поклонялись ему, зная загадочную силу и своевольный нрав озера. Здесь случались волнения, штормы и даже землетрясения. В то же время Байкал всегда оставался «кормильцем», «батюшкой» и «местом силы» для коренных народов этих мест. По преданию бурят, живущих на восточном берегу озера, однажды земля в этом месте содрогнулась, и появилась трещина с пылающим в ней огнем. Боги не вняли молитвам испуганных людей, тогда они воскликнули: «Бай, гал!» — «Огонь, остановись!». Огонь стал затухать. Постепенно трещина заполнилась водой и осталась в памяти народа под именем Байгаал.
Самая известная легенда связана с образованием реки Ангары, в которой рассказывается следующее: Было у старого богатыря Байкала 336 сыновей и единственная дочь Ангара, которую он прятал на морском дне. Когда пришло время Ангаре выйти замуж, отец задумал отдать ее за соседа Иркута. Но чайка, прилетевшая издалека, рассказала девушке про красивого богатыря Енисея, и зажглось сердце Ангары любовью. Она обманула отца, пробила горный хребет и вырвалась из моря. Обнаружив побег, Байкал в ярости кинул вслед дочери скалу, которая стоит у истоков Ангары и которую люди прозвали Шаман-камнем.
С островом Ольхон тоже связано огромное количество мифов. Самый романтичный из них рассказывает, как появились хори-буряты — одно из четырех бурятских племен. Их прародитель, охотник Хоридой, жил на Ольхоне. Однажды он увидел на берегу трех лебедей, которые, скинув крылья, превратились в прекрасных дев. Хоридой украл крылья одной из них, девушки по имени Хун-шубуун. Она стала женой охотника, родила ему шесть дочерей и одиннадцать сыновей, которые и дали начало одиннадцати хоринским родам. Но сердцем Хун-шубуун всегда стремилась домой и на старости лет попросила мужа позволить ей примерить крылья. Надев их, Хун-шубуун снова стала лебедем и улетела в родной небесный чертог. А ее потомки в знак уважения по сей день окропляют небо, брызгая вверх молоком или чаем, когда над ними пролетает стая диких лебедей.
Мероприятие продолжилось знакомством с марийскими легендами и сказаниями. Одна из самых известных легенд гласит о том, как возник марийский народ. В легенде говорится о том, что У Юлы-бога была дочь, молодая и прекрасная, а женихов на небе не было. Там были только одни ангелы. Юла-бог был работящий, поэтому работников на небе не держал, все делал сам. Только дочь отправлял на землю пасти свой скот, так как травы на небе тоже не было. Однажды, будучи на земле, небесная девушка встретилась с мужчиной. Его звали Мари. Он жил на земле и никак не соглашался идти к Юле-богу. Девушка же не могла подняться на небо и осталась на земле. Она вышла за Мари замуж, и от них и появились люди. Это и был народ Мари Эл.
Память марийцев сохранила и еще одну старинную легенду о великане Онаре. Про многие холмы и озера в Мари эл народ говорит, что это следы древнего великана. Потому-то марийцы называют свой край землей великана Онара. Завершилось мероприятие показом мультипликационных фильмов по мотивам удмуртских, бурятских и марийских сказок: «Селта» (удмуртская сказка), «Волшебный клад» (бурятская сказка), «Маршан» (марийская сказка).
Наталья Баженова, художественный руководитель Георгиевского СДК.